История цветового круга

История цветового круга

На самом деле замкнутое пространство круга — это неограниченная свобода выбора. И теперь она у Вас есть!  Надо только научиться ею пользоваться правильно!

Сегодня одним из лучших средств для визуализации цветовых сочетаний является цветовой круг. 

С древних времен ученые пытались объяснить природу цвета. Однако вплоть до 1960-х годов 17 века существовали самые неправдоподобные теории.

Становлению колористики как самостоятельной науки мешало то, что цветом по традиции занимались многие — оптики, искусствоведы, лингвисты, культурологи, психологи, организаторы труда, но каждый из них считал, что цвет можно объяснить только чем-то одним.


  • Цветовая система Да Винчи (1452-1519 гг).

 

Еще в 16 веке в Европе, в эпоху Ренессанса, Леонардо да Винчи создал первую научную систематизацию цветов, объединившую оба возможных аспекта цветов — художественный и физический. Около 1500 года он первым установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограниченным.

Он считал белый и черный истинными цветами, несмотря на то что физически они представляли собой лишь крайние метки на шкале яркости; зеленый он считал просто ощущением.

Леонардо обратил внимание, что определенные цвета усиливают друг друга, и тем самым открыл контрастные (противоположные) и дополнительные цвета. При очень длительном наблюдении одного цвета наступает хроматическое утомление, которое может привести к путанице цветов (например, зеленый может показаться красным и т.д.).

  • Классификация цвета Ньютона ( 1642-1727 гг). 

История цветового круга

Европа. 17 век. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап — процесс изучения природы цвета и разделение цвета и света.

Исаак Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Дело в том, что Ньютон изучал не цвет, а цветной свет.  Для систематизации всего многообразия цветов он придумал целый цветовой график, получивший название цветового круга Ньютона.

За основу он взял спектр белого цвета, в котором выделил все хроматические цвета — красный, оранжевый, зеленый, голубой (сине-зеленый), синий, фиолетовый, — добавив к этому сочетанию пурпурный, считая, что этот цвет смешением красного и фиолетового.

Кроме того, Ньютон располагал цвета в одну строчку ( или столбиком), что затрудняло систематизацию. Все законы природы и физики (впрочем, другим наук тоже) старались сводить к магическому числу 7: 7 металлов, 7 планет и , с легкой руки Ньютона, 7 цветов.

До сих пор на уроках физики предлагают выучить волшебную фразу для запоминания основных цветов : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

  • Первая теория цвета Юнга (1773-1829 гг).
История цветового круга
теория цвета Юнга

Первым, кто попытался разрешить проблему цветового восприятия, был Томас Юнг.

Он выдвинул и разработал первую содержательную теорию цвета, развитую в дальнейшем Германом фон Гельмгольцем. Английский физик Юнг провел эксперимент и установил, что 6 цветов спектра можно свести к 3 основным: зеленому, красному и синему. Он взял 3 лампы и спроецировал лучи цвета через фильтры этих трех цветов — они соединились в один белый луч. Томас Юнг воссоздал свет и классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Согласно теории  Юнга, существует 3 типа цветочувствительных рецепторов, которые реагируют на красный, зеленый и синий цвета, а ощущения всех остальных цветов спектра возникают при смешивании сигналов этих трех рецепторных систем.

  • 6-частный цветовой круг Гёте (1749-1832 гг).
История цветового круга
круг Гёте

Внимание Гёте было обращено на природные цвета, окраску окружающих предметов, на то, как воспринимается цвет человеком.

Гёте утверждал, что основных цветов 6, 3 элементарных — красный, жёлтый, синий и 3 смешанных — оранжевый, зеленый, фиолетовый. А попавший в радугу голубой —  не основной цвет, а выбеленный синий. Выход был найден в 1735 году, когда Кастель расположил цвета по окружности, образовав хроматический круг. Размещение цветов по кругу сразу же по закону симметрии вызвало необходимость в разделении его на четное количество секторов. И с тех пор шестичастный хроматический круг стал называться кругом Гёте.

В конце 18 века Гёте предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. Он разделил цвета на 2 группы: теплые (красный, оранжевый, желтый) — положительные и холодные (зеленый, синий, фиолетовый) — отрицательные. Он обнаружил, что цвета положительной группы вызывали у зрителей душевный подъем, а отрицательной — ассоциировались с чувством неустроенности.

В 1810 году Гёте опубликовал труд «Теория цвета».

  • 8-частный круг Грассмона
История цветового круга
круг Грассмона

в 19 веке Грассмон упростил круг Ньютона, сделав его четным.

Он вводит пурпурный цвет и делает круг восьмичастным.

Очень важным был вопрос о выделении основных и дополнительных цветов. Цветовой круг, состоящий из 8 сегментов, до сих пор считается оптимальным: в нем представлены все главные цвета, возникающие при разложении солнечного луча любыми приборами — от простейшей призмы до спектроскопа. в то же время этот цветовой круг не перегружен оттенками, число который при желании можно довести до многих десятков.

Как известно, человек различает в среднем 150 различных цветовых оттенков, а живописец, благодаря постоянной тренировке — до 350-360 оттенков.

  • 10-частный круг Максвелла (1831-1879 гг).
История цветового круга
10-частный круг Максвелла

Американский ученый Максвелл добавляет к восьмичастному кругу еще 2 цвета: желто-зеленый и зелено-голубой.

Цвета, расположенные друг против друга в этом круге, являются взаимодополняемыми. В круг входят: красный, жёлтый, оранжевый, жёлто-зелёный, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный.

В экспериментах по смешиванию цветов Максвелл применил особый волчок, диск которого был разделён на сектора, окрашенные в разные цвета (диск Максвелла). При быстром вращении волчка цвета сливались.

В 1860 года за работы по восприятию и оптике Максвелл был награждён медалью Румфорда.

  • 12-частный круг Иттена (1888-1967 гг).
История цветового круга
12-частный круг Иттена

Иттен Йоганес  — теоретик цвета и изобразительного искусства из Швейцарии, разработал цветовые гаммы и модифицировал цветовой круг.

Иттен на основе 6-частного круга создал 12-частный цветовой круг, добавив промежуточные цвета.  Иттен изучал цвет с точки зрения дизайна и науки.

Наиболее значимая работа Иттена — «Искусство цвета» кратко изложена в его трактате «Иттен: составные части цвета».

Его теории до сих пор лежат в основе курсов большинства художественных школ.

Иттен рекомендовал каждому, кто хочет научиться понимать гармонию цвета, хоть раз самостоятельно нарисовать такой круг.

Замечено, что если заниматься по этой методике с детьми, то они быстрее начинают развиваться, лучше начинают понимать гармонию цвета и осознавать

понятия стиля.

  • Сфера Рунге (1777-1810 гг).

             

История цветового круга
Сфера Рунге

                                                                                                                   

В 19 веке в Европе современник Гёте, Филипп Отто Рунге, разработал свою систему классификации цветов, используя принцип шара. Вокруг экватора этой сферы размещен 12-цветный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний — черным цветом. 

Между чистыми цветами экватора и не цветными полюсами находятся смеси из соответствующей чистой краски с белым цветом (вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара — темные оттенки).               

Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством соответствующей системы исчисления.

В этой системе Рунге предусмотрел все переходы от одного цвета к другому.

  • Двойной конус Оствальда (1853-1932 гг ).
История цветового круга
Двойной конус Оствальда

Российско-германский химик Вильгельм Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге и перевел изображение цветов из плоскости в пространство, сделав его объемным.

Для цветовой классификации круг делится на 24 части, каждый сегмент закрашивается в определённые цвет и представляет цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенным общим основанием.

Получилась фигура в виде двойного конуса, вертикальную ось которого составляют ахроматические цвета — черный, серый и белый. Основание — чистые хроматические цвета — красный, желтый, зеленый и синий.

Вильгельм Оствальд, лауреат Нобелевской премии, в своей книге «Азбука цвета» (1916) разработал систему цвета в зависимости от психологической гармонии и порядка.

  • Цветовое дерево Манселла (1858-1918 гг ).

История цветового круга

В 1936 году американский художник Альберт Манселл создал новую универсальную систему, описывающую цвет, с помощью трех чисел — цветового тона, значения (светлоты) и хромы (насыщенности).

«Дерево Манселла» — оттенки в нем расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол представляет шкалу с градациями серого цвета ( от черного снизу к белому сверху). Тона находятся в хроматическом круге, который как бы насажен на вертикальную ось. Горизонтально оси показывает насыщенность тонов.

Цветовая система Манселла пережила многие системы того времени, и хотя в большинстве приложений ее заменили более современные системы, она все еще применяется в некоторых областях для определения цвета кожи и волос человека, в судебной медицине, геологии и пр.

Добавить комментарий